Сайгон.


Строго говоря, Сайгон - это устаревшее название: с 1975 года он переименован в Хо Ши Мин (вьетнамцы пишут его именно так - в три слова). Но Сайгон многим привычнее, поэтому его до сих пор так называют, вроде нашего Ленинграда ))
Этот город на юге страны - деловая столица, самый крупный город во Вьетнаме: по официальным данным в нем проживает около 9 миллионов человек, по неофициальным - на несколько миллионов больше.
В город мы прибыли на самолете, и при взгляде сверху полотно домов кажется бесконечным, как гигантский муравейник!


Прибыв в город, мы, первым делом, направились ИЗ него - к тоннелям Ку Чи - сети подземных комнат и коридоров, созданных силами вьетнамских партизанов во время Вьетнамской войны (Вики в помощь) для нанесения неожиданных ударов по армии США.
Тоннели вырывали практически вручную, с использованием простейшего инструмента, в глиняной почве, и их длина составила 150 км! Впрочем, это официальные данные - на самом деле, кто знает - точное расположение тоннелей по сей день военная тайна.
Но часть их всё же открыта для туристов, и это впечатляет: поражает упорство и сила воли вьетнамского народа, их изобретательность, хитрость.
Нам показали несколько входов в тоннели, которые в жизнь не различишь, если пальцем не ткнут!
Вот он, вход в тоннель на этом кадре:

Хитроумные ловушки с шипами (которых тоже не различишь, пока в них ногой не встанешь), замаскированные под муравейник системы вентиляции и дымоходы и многие другие плоды изобретательности людей.
Впечатление на меня произвело сильнейшее.
На сладкое нам предложили пройти по небольшому отрезку тоннеля, чтобы прочувствовать всю прелесть на себе: партизаны жили в тоннелях годами, выбираясь наверх только по ночам для вылазки в стан противника или за едой, без солнечного света, в тесноте (мы передвигались в три погибели), в духоте и темноте. Невероятно, как они это перенесли!


После тоннелей вернулись в город на обзор.
При ближайшем рассмотрении - довольно симпатичный городишко, наименее трущобный из всего, что я видела во Вьетнаме. В центре Хошимина есть европейский квартал, основанный французами во времена из колонизации страны в 19 веке - выглядит и правда по-европейски.
А ещё тут жарко, потому что это юг страны, и потому что здесь очень много машин и байков, а море - далеко.
Гид, кстати, у нас был вьетнамец, бывший военный и сын военного, так что он довольно хорошо знал и историю войны, и страны, и особенности культуры, и рассказывал, пусть не на идеальном русском, но от души.
Ещё с нами поехали на практику две милые девушки-вьетнамочки - студентки филологического факультета, учившие русский язык, и нам было поручено с ними общаться. Мы старались, они тоже, хотя всем было тяжело: для них мы говорили слишком быстро, для нас они говорили слишком грамматически неправильно. Но это было интересно, и в конце экскурсии мы расстались друзьями ))

В городе мы зашли в музей Войны: ещё одно место, посвященное борьбе Вьтенама и США, только если в тоннелях Кучи всё хихоньки да хахоньки, в развлекательной форме, здесь война показана во всем её ужасе: убийства мирного населения, пытки, насилия - жуткие факты, запечатленные военными корреспондентами и документальными отчетами.
Наш гид с надрывом говорил о зверствах, учиненных солдатами США, хотя, мне кажется, нельзя в полной мере винить американцев, и только их. Зверства войны всегда идут с обеих сторон. Это такое бездушное изобретение человечества, которое уничтожает саму сущность человека: уже становится всё равно, кого мучить и убивать, кругом враги, жестокость.
"На то и война" - так, кажется, говорил, сир Джейме Ланнистер.
Чтобы окончательно нас добить, в конце экспозиции разместили три зала жутких фотографий людей с нереальными физическими и умственными отклонениями, которые уже не первое поколение рождаются на территории Вьетнама, там, где ВВС США распыляли вредные химические регенты.
В этих залах, кажется, почти никто не фотографирует, потому что действительно страшно: это не маринованный эмбрион в Кунсткамере - это фото несчастного, искаженного человека, часто с его бедной семьей, и это - сейчас, а не 300 лет назад.
Ещё никогда не выходила из музея в таком расстройстве.

После мы ещё поколесили по городу, развеялись.
Заехали на местную фабрику лаковых изделий (вазы, тарелки, шкатулки - покупай-налетай), посмотрели собор Нотер Дам де Сайгон (точная копия парижского Нотер Дама, как нам сказали), старинное здание почты, и поднялись на смотровую площадку на 49-м этаже небоскреба ))
Под конец была ещё одна дегустация чая, впрочем, учитывая долгую экскурсию, она была кстати ))
Продавцы были здесь совсем уж навязчивые и мало давали дегустировать, а всё больше говорили "покупай", но я решила наглеть и попробовала все сладости, до которых дотянулась, и все напитки, которые мимо носили ))